В. И. Алчевский |
Ведущая:
Сегодня мы расскажем о творчестве замечательного мастера советского музыкального
театра, народного артиста республики, Василии Ивановиче Алчевском.
Василий Алчевский. Это имя хорошо знакомо любителям оперетты. С ним неразрывно
связан большой этап истории Московского театра Оперетты, театра, которому Василий
Иванович отдал многие годы своей жизни, своё сердце. Можно подробно рассказывать
о том, как сформировался и созрел талант артиста, о людях окружавших его, товарищах
по сцене, вместе с которыми от роли к роли он шёл к мастерству. Но, конечно,
красноречивее всех слов старые записи. Одна из них переносит нас в 1947 год.
Год шумной премьеры одной из оперетт Дунаевского, «Вольный ветер». В этом праздничном
спектакле, впечатляющим многочисленными актёрскими удачами, критика отметила
и комический дуэт остроумных и находчивых матросов Фомы и Филиппа, в исполнении
народных артистов республики Григория Ярона и Василия Алчевского.
В. И. Алчевский: Рассказать о себе? Это сложное дело для нас,
актёров. Ведь мы обычно рассказываем о других.
Ведущая: Так ответил Василий Иванович Алчевский, когда мы обратились
к нему с просьбой рассказать о начале своего творческого пути.
В. И. Алчевский: Когда я решил стать артистом? Честное слово,
не помню. Пожалуй, ещё в раннем детстве у меня появилась тяга к театру, вернее,
к цирку. Помню, как после представления я начинал жонглировать палками, кувыркаться,
и балансировал на заборе. И в результате – разбитый нос, разорванная одежда
и неприятности дома. Вот так началось моё обучение мастерству актёра. Позже
я и мои товарищи организовали любительский драматический кружок юных артистов.
Как видите, я вышел из самодеятельности. Учился я, наблюдая игру любимых артистов.
В моём родном городе, Ростове-на-Дону, актёрские силы были неплохие.
В 24-м году, двадцатилетнем юношей я начал свою артистическую деятельность.
Долгие годы кочевал по Советскому союзу с коллективами музыкальной комедии.
Где только я не побывал – и на севере, и на юге, и на Дальнем Востоке…
Первая роль на столичной сцене – это роль Черевика в оперетте Рябова «Сорочинская
ярмарка». Мне повезло, я работал с замечательными артистами – Яроном, Володиным,
Савицкой.
Ведущая: Власова, Савицкая, Аникеев, Алчевский пришли в Московский
театр Оперетты в 30-е годы. Они принадлежали к одному артистическому поколению.
Немного раньше заняли места ведущих солистов Лебедева и Качалов. По истине эта
была блестящая плеяда молодых дарований. Их сплачивала единая цель – разрушить
штампы старой дореволюционной оперетты и создать для нового зрителя театр с
новым современным героем. В архивах музыкальной редакции сохранилась запись
Евдокии Яковлевны Лебедевой и Михаила Арсеньевича Качалова. Они рассказывали
о своём театре, о своих коллегах. Разговор зашёл и о Василии Ивановиче Алчевском.
М. А. Качалов: Василию Алчевскому посчастливилось играть в
спектаклях со многими выдающимися актёрами советской оперетты. Безусловно, это
была замечательная школа для артиста. Она вырабатывала мастерство.
Е. Я. Лебедева: На сцене с Василием Ивановичем никогда не бывает
скучно. Потому что у него нет старых надоевших ролей. Его весёлость заразительна.
А как он лёгок в танце? Как разнообразны и, я бы сказала, осмысленны его движения?
Да, именно осмысленны. Ведь его танец служит как бы продолжением характеристики
персонажа.
Ведущая: Артист с одинаковым успехом выступает и в современном,
и в классическом репертуаре. Многолетняя партнёрша В. И. Алчевского – заслуженная
артистка республики Ирина Муштакова. Их первая совместная работа была в оперетте
Дунаевского «Белая акация». «Алчевский, - вспоминает артистка – оказался замечательным
партнёром. Очень чутким и внимательным. С первых же дней работы в театре мы,
недавние студенты, почувствовали в Василии Ивановиче старшего друга, творчески
и благожелательно направляющего наши шаги». Премьера «Белой акации», этого,
по выражению самого автора, весеннего интервента, прошла блестяще. Спектакль,
казалось, был напоён светом и ароматом южной весны. Зрители радостно приветствовали
артистов. Большой успех выпал и на долю сатирической пары – сухопутного морячка
Яшки Наконечникова и его подруги Ларисы, легко и комедийно сыгранных Алчевским
и Муштаковой.
В. И. Алчевский - Кавалькадос, И. В. Муштакова - Анжела, "Поцелуй Чаниты", 1956г |
«Каждая новая роль
должна быть самой любимой, иначе её не сыграешь хорошо». Таких ролей у артиста
более ста. И он нигде не повторяется. Для образов, созданных им характерны чёткость
и острота формы. Он умеет подчеркнуть ироническое отношение к своему персонажу.
Вот сыщик Кавалькадос из оперетты Милютина «Поцелуй Чаниты». Артист не пожалел
для него гротесковых красок. В лице Кавалькадоса он пригвоздил к позорному столбу
глупость, самоуверенность чванливость.
В 1957 году любители оперетты со жгучим любопытством ожидали появления премьеры
оперетты Шостаковича «Москва-Черёмушки». Григорий Маркович Ярон писал: труппа
с первого дня полюбила эту музыку. Эта музыка улыбалась, шалила, танцевала,
издевалась, хохотала» Если Вы смотрели спектакль, то, конечно, вспомните фигуру
ловкого беззастенчивого управхоза Барабашкина и его песенку.
В 1960 году в оперетте Милютина «Цирк зажигает огни» Василий Иванович Алчевский
сыграл роль русского эмигранта, человека без совести и чести Вольдемара Лососиноостровского.
Этот трагикомический персонаж всё время оказывается в нелепых и смешных положениях.
В. И. Алчевский - Сарабанда, "Куба-любовь моя", 1963г |
В оперетте Гаджиева
«Куба – любовь моя» Алчевский исполнил роль шефа полицейских Сарабанды. Тупой,
самоуверенный и трусливый деспот – такой Сарабанда у артиста. По чёткости рисунка,
по силе выражения, он напоминает карикатуры кукрыниксов. Вот Сарабанда появляется
на сцене, упоённый сознанием своей власти, своей силы. Кажется, что это не живой
человек, а злая заводная кукла. Эта фигура и смешна, и зловеща.
Создавая образ Рахмета в оперетте Листова «Севастопольский вальс», Алчевский
пользуется иными красками. Здесь проявляется новая черта дарования артиста.
Шарж и гротеск исчезает, он показывает несколько суматошного и лукавого Рахмета
с мягким, добродушным юмором.
Пятьдесят лет своей деятельности посвятил народный артист России музыкальной
комедии. Он часто выступает в концертах, выезжает на гастроли в разные города
нашей страны. Он по-прежнему не знает усталости. И когда конферансье называют
его имя, Василий Алчевский выходит на сцену бодро, упругим шагом, с весёлой
молодой улыбкой.