Радиопередача от 27 марта 1974 года

В. И. Алчевский

В. И. Алчевский

Ведущая: Сегодня мы расскажем о творчестве замечательного мастера советского музыкального театра, народного артиста республики, Василии Ивановиче Алчевском.
Василий Алчевский. Это имя хорошо знакомо любителям оперетты. С ним неразрывно связан большой этап истории Московского театра Оперетты, театра, которому Василий Иванович отдал многие годы своей жизни, своё сердце. Можно подробно рассказывать о том, как сформировался и созрел талант артиста, о людях окружавших его, товарищах по сцене, вместе с которыми от роли к роли он шёл к мастерству. Но, конечно, красноречивее всех слов старые записи. Одна из них переносит нас в 1947 год. Год шумной премьеры одной из оперетт Дунаевского, «Вольный ветер». В этом праздничном спектакле, впечатляющим многочисленными актёрскими удачами, критика отметила и комический дуэт остроумных и находчивых матросов Фомы и Филиппа, в исполнении народных артистов республики Григория Ярона и Василия Алчевского.
В. И. Алчевский: Рассказать о себе? Это сложное дело для нас, актёров. Ведь мы обычно рассказываем о других.
Ведущая: Так ответил Василий Иванович Алчевский, когда мы обратились к нему с просьбой рассказать о начале своего творческого пути.
В. И. Алчевский: Когда я решил стать артистом? Честное слово, не помню. Пожалуй, ещё в раннем детстве у меня появилась тяга к театру, вернее, к цирку. Помню, как после представления я начинал жонглировать палками, кувыркаться, и балансировал на заборе. И в результате – разбитый нос, разорванная одежда и неприятности дома. Вот так началось моё обучение мастерству актёра. Позже я и мои товарищи организовали любительский драматический кружок юных артистов. Как видите, я вышел из самодеятельности. Учился я, наблюдая игру любимых артистов. В моём родном городе, Ростове-на-Дону, актёрские силы были неплохие.
В 24-м году, двадцатилетнем юношей я начал свою артистическую деятельность. Долгие годы кочевал по Советскому союзу с коллективами музыкальной комедии. Где только я не побывал – и на севере, и на юге, и на Дальнем Востоке…
Первая роль на столичной сцене – это роль Черевика в оперетте Рябова «Сорочинская ярмарка». Мне повезло, я работал с замечательными артистами – Яроном, Володиным, Савицкой.
Ведущая: Власова, Савицкая, Аникеев, Алчевский пришли в Московский театр Оперетты в 30-е годы. Они принадлежали к одному артистическому поколению. Немного раньше заняли места ведущих солистов Лебедева и Качалов. По истине эта была блестящая плеяда молодых дарований. Их сплачивала единая цель – разрушить штампы старой дореволюционной оперетты и создать для нового зрителя театр с новым современным героем. В архивах музыкальной редакции сохранилась запись Евдокии Яковлевны Лебедевой и Михаила Арсеньевича Качалова. Они рассказывали о своём театре, о своих коллегах. Разговор зашёл и о Василии Ивановиче Алчевском.
М. А. Качалов: Василию Алчевскому посчастливилось играть в спектаклях со многими выдающимися актёрами советской оперетты. Безусловно, это была замечательная школа для артиста. Она вырабатывала мастерство.
Е. Я. Лебедева: На сцене с Василием Ивановичем никогда не бывает скучно. Потому что у него нет старых надоевших ролей. Его весёлость заразительна. А как он лёгок в танце? Как разнообразны и, я бы сказала, осмысленны его движения? Да, именно осмысленны. Ведь его танец служит как бы продолжением характеристики персонажа.
Ведущая: Артист с одинаковым успехом выступает и в современном, и в классическом репертуаре. Многолетняя партнёрша В. И. Алчевского – заслуженная артистка республики Ирина Муштакова. Их первая совместная работа была в оперетте Дунаевского «Белая акация». «Алчевский, - вспоминает артистка – оказался замечательным партнёром. Очень чутким и внимательным. С первых же дней работы в театре мы, недавние студенты, почувствовали в Василии Ивановиче старшего друга, творчески и благожелательно направляющего наши шаги». Премьера «Белой акации», этого, по выражению самого автора, весеннего интервента, прошла блестяще. Спектакль, казалось, был напоён светом и ароматом южной весны. Зрители радостно приветствовали артистов. Большой успех выпал и на долю сатирической пары – сухопутного морячка Яшки Наконечникова и его подруги Ларисы, легко и комедийно сыгранных Алчевским и Муштаковой.

В. И. Алчевский - Кавалькадос, И. В. Муштакова - Анжела, "Поцелуй Чаниты", 1956г

В. И. Алчевский - Кавалькадос, И. В. Муштакова - Анжела, "Поцелуй Чаниты", 1956г

«Каждая новая роль должна быть самой любимой, иначе её не сыграешь хорошо». Таких ролей у артиста более ста. И он нигде не повторяется. Для образов, созданных им характерны чёткость и острота формы. Он умеет подчеркнуть ироническое отношение к своему персонажу. Вот сыщик Кавалькадос из оперетты Милютина «Поцелуй Чаниты». Артист не пожалел для него гротесковых красок. В лице Кавалькадоса он пригвоздил к позорному столбу глупость, самоуверенность чванливость.
В 1957 году любители оперетты со жгучим любопытством ожидали появления премьеры оперетты Шостаковича «Москва-Черёмушки». Григорий Маркович Ярон писал: труппа с первого дня полюбила эту музыку. Эта музыка улыбалась, шалила, танцевала, издевалась, хохотала» Если Вы смотрели спектакль, то, конечно, вспомните фигуру ловкого беззастенчивого управхоза Барабашкина и его песенку.

В 1960 году в оперетте Милютина «Цирк зажигает огни» Василий Иванович Алчевский сыграл роль русского эмигранта, человека без совести и чести Вольдемара Лососиноостровского. Этот трагикомический персонаж всё время оказывается в нелепых и смешных положениях.

В. И. Алчевский - Сарабанда, "Куба-любовь моя", 1963г

В. И. Алчевский - Сарабанда, "Куба-любовь моя", 1963г

В оперетте Гаджиева «Куба – любовь моя» Алчевский исполнил роль шефа полицейских Сарабанды. Тупой, самоуверенный и трусливый деспот – такой Сарабанда у артиста. По чёткости рисунка, по силе выражения, он напоминает карикатуры кукрыниксов. Вот Сарабанда появляется на сцене, упоённый сознанием своей власти, своей силы. Кажется, что это не живой человек, а злая заводная кукла. Эта фигура и смешна, и зловеща.
Создавая образ Рахмета в оперетте Листова «Севастопольский вальс», Алчевский пользуется иными красками. Здесь проявляется новая черта дарования артиста. Шарж и гротеск исчезает, он показывает несколько суматошного и лукавого Рахмета с мягким, добродушным юмором.
Пятьдесят лет своей деятельности посвятил народный артист России музыкальной комедии. Он часто выступает в концертах, выезжает на гастроли в разные города нашей страны. Он по-прежнему не знает усталости. И когда конферансье называют его имя, Василий Алчевский выходит на сцену бодро, упругим шагом, с весёлой молодой улыбкой.

Назад



Hosted by uCoz