"Дом Актёра", март 2004. № 3 (86)

Жизнь во фраке

А. Феона - Альфред, "Летучая мышь"В истории театра не часто случается, чтобы артист, словно персонаж пьесы, обозначался на афише именем и фамилией. Это говорит об особом его статусе, своего рода актерском «звании». Такой статус имели, например, Алиса Коонен в Камерном театре и Ляля Черная в «Ромэне», Татьяна Бах и Алексей Феона в Московском театре оперетты.
Алексей Феона - артист амплуа романтического героя. Одаренный от природы красивым голосом и броской внешностью, он пришел в Московскую оперетту в молодые годы и прослужил здесь всю свою жизнь: появился на этой сцене во фраке и как будто в том же фраке покинул ее почти тридцать лет спустя. Он не позволил себе состариться на сцене, ушел в самом расцвете творческих сил, зато остался «красавцем-героем» навсегда.
Алексей родился в Петрограде в 1919 году, в тяжелое время военной разрухи и голода первых советских лет. По свидетельствам людей, знавших его родителей, матерью его была молодая красивая женщина Мария, служившая в доме Алексея Феона-старшего. Детство маленького Алеши довольно безмятежно протекало сначала в петроградском доме отца, а потом, в середине двадцатых годов, вместе с домашними — сестрой Ириной и отцом он попал в Париж, где они проживали некоторое время и где Алексей блестяще выучил французский язык.
Отец всегда был очень внимателен к сыну и главным для себя считал помочь ему состояться в жизни. Глядя на красивого, артистичного мальчика, обладавшего хорошим музыкальным слухом, Феона-старший решил, что сыну надо учиться музыке, будущее его он видел исключительно в занятии искусством. По возвращении из Франции Алешу сразу отдали учиться в Ленинградскую государственную капеллу по классу фортепиано. Азы фортепианной игры он постигал у ведущих профессоров — О. К. Колонтаровой и А. В. Залигера. В десять лет он начал выступать солистом в детском хоре капеллы, а позднее поступил в Ленинградскую консерваторию, где продолжил систематические занятия вокалом с С. И. Мигаем и С. Я. Борелли. Еще в самые юные годы Алеши отец разгадал в нем не просто певца, а будущего артиста театра оперетты. Именно Феона-старший, прошедший в свое время школу у Веры Комиссаржевской, известный в России режиссер оперы и оперетты, руководитель Ленинградского театра музыкальной комедии, один из организаторов театра оперетты в Свердловске, посоветовал сыну определиться в направлении «легкого» жанра. Они не прогадали. Получивший блестящее образование в консерватории, освоивший классический теноровый репертуар, Алексей Феона стал ведущим исполнителем самых сложных партий в оперетте, привлекая не только артистизмом и внешними данными, но и блестящей вокальной выучкой.
А. Феона - Эдвин, "Сильва"Начало творческого пути молодого артиста совпало с началом Великой Отечественной войны. Алексей Феона остался в осажденном Ленинграде. В составе Военного ансамбля песни и пляски он выступал для воинов, уходивших на фронт, в госпиталях. В это время отец стал главным режиссером в Музыкальном театре Карело-Финской республики, базировавшемся тогда в Беломорске, и предложил сыну поехать с ним, чтобы начать работу артистом оперетты. Дебют Алексея Феона-младшего состоялся в роли Эдвина в оперетте Имре Кальмана «Сильва» во время гастролей театра в Туле. Так совпало, что отец Алексея был первым режиссером, поставившим эту оперетту в России. Под его руководством молодой Феона и подготовил роль, ставшую впоследствии его визитной карточкой. Всего за два года Алексей из начинающего артиста превратился в ведущего солиста Карельской оперетты.
В 1944 году, оказавшись проездом в Москве, Алексей Феона решил показаться в Московский театр оперетты. На первом прослушивании, проходившем в классе, он исполнял уже знакомый ему репертуар — арии из «Марицы», «Цыганского барона» и «Баядеры». Среди тех, кто решил тогда его судьбу, оказались режиссер и актер театра Григорий Ярон, дирижер Михаил Жуков, работавший до оперетты в Большом театре, замечательный комический артист и директор театра Серафим Аникеев. Они сразу отметили хорошую подготовку молодого певца и его эффектные актерские данные. Через день на просмотре с оркестром, где Феона исполнял свои лучшие номера — чардаш Тассило из «Марицы» и сцену и дуэт Сильвы и Эдвина из «Сильвы», он буквально покорил всех, кто видел его, и особенно Стефу Петрову, спевшую с ним в дуэте Сильву и ставшую с этого момента его постоянной партнершей на сцене. Алексея Феона безоговорочно приняли в труппу столичного театра.
Но начало его работы в московском театре было не слишком безоблачным. Появление нового молодого героя восприняли в театре неоднозначно: одни относились к нему с восторгом, другие - с ревностью. К этому времени опытные артисты театра на амплуа «фрачных героев» — Михаил Качалов и Николай Рубан — уже реально находились в другой возрастной категории, но все-таки продолжали тянуть основной репертуар. Новичок Феона обладал одним неоспоримым преимуществом перед ними — обаянием молодости, и именно этим качеством он сразу привлек к себе внимание и интерес публики. Дебютировал он в роли Эдвина в «Сильве» с участием Стефы Петровой, одной из лучших исполнительниц Сильвы, сыграл в первый же сезон Куль-киши в экзотической оперетте «Моя Гюзель», где в главной роли дебютировала Капитолина Кузьмина, и стал вводиться на главные роли классического репертуара. В тот же год Феона исполнил партию Всеслава в романтической опере «Украденная невеста», и этот оперный опыт будет в его дальнейшей артистической судьбе не единственным. Опера станет для него и своего рода хобби, и целью, к которой он будет стремиться, и всегда ценной профессиональной практикой. Но выбор его уже в самом начале пути был сделан в пользу оперетты.
Обосновавшись в столице, Феона поселился сначала в гостинице «Москва», а затем в общежитии театра на площади Маяковского. Вскоре в его жизни произошли перемены: Алексей влюбился в красавицу — замужнюю даму, работавшую в ЦДРИ на Пушечной кассиром. Звали ее Валентина. Они начали встречаться, и вскоре Валентина развелась со своим мужем, преуспевающим инженером, и стала женой Алексея Феона. Она ушла из ЦДРИ и целиком посвятила себя мужу. Ведь певцы, а особенно тенора — это особая категория людей, требующих к себе повышенного внимания. Валентине удалось создать для Алексея все условия, чтобы он мог заниматься только театром. В их квартире на 3-й Фрунзенской царил буквально культ артиста. На столе всегда стоял его любимый капустный пирог, к его приходу из театра всегда была готова горячая ванна. Валентина общалась со всеми его поклонницами, внимательно следила за творчеством мужа.
А. Феона - Токмаков, "Девичий переполох"Для Феона театр оперетты оказался главным в жизни. Уже в первое десятилетие своей работы он исполнил почти все ведущие партии в спектаклях, и каждый год в его репертуаре появлялась новая роль. Рауль в «Парижской жизни» Жака Оффенбаха и Альфред, пламенно влюбленный в Розалинду, из «Летучей мыши» Штрауса, парижский художник Рауль из «Фиалки Монмартра» Кальмана и Камилл Расильон из «Веселой вдовы» Ференца Легара — это роли, которые перешли к нему «по наследству» от Качалова и Рубана, в которых шлифовалось его актерское мастерство. В те годы он больше привлекал зрителей своими вокальными возможностями, чем драматической игрой. Со временем он приобретал сценический опыт, и это стало заметно, когда, спустя пять лет после его прихода в Московскую оперетту, главный режиссер Иосиф Туманов назначил его на роль Токмакова в «Девичьем переполохе» Юрия Милютина. Эта ставшая очень популярной в репертуаре музыкальная комедия — на сюжет о том, как для царя Ивана Грозного выбирают невесту. Только, в отличие от хрестоматийного сюжета о Марфе и Грязном, здесь невесту зовут Ксенией, а влюбившегося в нее стрельца — Юрий Токмаков. Романтического любовника, пытающегося всеми силами спасти свою возлюбленную от царских глаз, и играл Феона. И хотя этот образ не был выписан ярко, актер смог со временем создать выразительный характер. Наконец настал момент, когда не только вокальная, но и драматическая сторона роли стали привлекать в его исполнении. Особенно важно это было для ролей, в которых он сменял более зрелых исполнителей. В «Акулине» Феона нашел для князя Алексея Берестова очень яркие, почти характерные штрихи, и в отличие, скажем, от Рубана в его Берестове было больше непосредственности, искренности, идущих именно от молодости артиста. В образе Бориса Оленича из оперетты Милютина «Беспокойное счастье» он впервые попытался создать образ своего современника, человека искусства, пианиста, но с отрицательными чертами личности — поверхностного, легкомысленного приспособленца.
Многие помнят этот персонаж по экранному образу, созданному Владимиром Зельдиным в фильме Ивана Пырьева «Сказание о земле Сибирской».
Фильм вышел на всесоюзный экран почти одновременно с премьерой оперетты в театре. У Феона оказались несколько иные акценты в роли. Его Борис искренне любил Наташу и верил, что если они будут вместе, то оба будут счастливы.
А. Феона - Расильон, И. Кудрявцева - ..., "Весёлая вдова"Борис Оленич был чуть ли не единственным «советским» персонажем, созданным актером, который по своим внешним данным, типу личности, аристократическим манерам тяготел скорее к типажу уальдовских героев. Голос Феона не был по природе своей очень сильным, но его звучанию придавало шарм небольшое тремоло, которое приводило в восторг его поклонниц. Они боготворили его, но Феона долгое время оставался не удовлетворенным своим творчеством. Он стремился попасть на оперную сцену. Продолжал заниматься вокалом, учил оперные партии и в 1957 году по рекомендации своего педагога выступил на сцене одного из красивейших оперных театров мира — Одесского, исполнив две сложнейшие партии тенорового репертуара — Пинкертона в «Чио-Чио-сан» Д. Пуччини и Ленского в «Евгении Онегине» П. Чайковского. Опыт оказался удачным, и Феона решил работать в этом направлении. В его репертуаре появились партии Альфреда из «Травиаты» Д. Верди и князя Синодала из оперы Н. Рубинштейна «Демон». Через два года он успешно прошел конкурс в Ленинградский Малый театр оперы и балета, где когда-то, в конце 20-х годов, его отец работал режиссером. Феона приняли, но в последний момент он все-таки не рискнул оставить свой театр, то дело, которому посвятил уже пятнадцать лет жизни.
А. Феона - Данило, Ганна - Т. Санина, "Весёлая вдова" На протяжении этих и последующих десяти лет Алексей Феона работал в Московской оперетте с блестящими актрисами-партнершами — с Анной Котовой в «Фиалке Монмартра», с Татьяной Шмыгой и Тамарой Володиной в «Графе Люксембурге», с Шмыгой, Зоей Ивановой, Ириной Муштаковой и Капитолиной Кузьминой в «Моей прекрасной леди». Легендарный дуэт, вошедший в историю отечественного театра, сложился у него с Татьяной Саниной. Вместе они спели все хрестоматийные дуэты опереточного репертуара — Ганна Главари и Граф Данило в «Веселой вдове», Сильва и Эдвин, Нинон и Рауль в «Фиалке Монмартра», Анжель Дидье и Рене Люксембург, Сюзанна и мистер Икс, Марица и Тассило. Ведущей в этом дуэте была Санина, умевшая с блеском раскрутить интригу действия и каждый раз найти новые краски в их актерском диалоге. Феона всегда тонко реагировал на ее инициативу. Поэтому лучшие его работы были созданы именно в этом дуэте. В те годы в театр оперетты приходили специально «на Санину и Феона», а режиссеры Григорий Ярон, Иосиф Туманов и Владимир Канделаки во многом строили репертуар в расчете на их артистический дуэт.
Но наступили 60-е, и после ухода из театра Канделаки ему на смену пришел Георгий Ансимов. Оказалось, что в его постановках для Алексея Феона ролей практически не предусматривалось. Актер сыграл Аполлона в «Орфее в аду» Оффенбаха и единственный раз встретился с Ансимовым в постановке оперетты Тихона Хренникова «Белая ночь». Режиссер решил использовать его аристократический типаж и поручил ему роль Керенского. Основой роли стала легенда о том, как Керенский бежал из России в женском платье. Феона совершенно не хотелось играть такого Керенского, но театр есть театр. Он сыграл, однако больше новых ролей не получал.
С каждым годом Феона играл все меньше и меньше. Он продолжал выступать в ролях молодых героев, но время уже неумолимо отодвигало его на второй план. В конце шестидесятых — начале семидесятых годов на сцену пришло новое поколение артистов — Григорий Гринер, Алексей Степутенко, Герард Васильев, Юрий Веденеев. И так же, как в свое время Феона естественно потеснил Качалова и Рубана, молодые активно вошли в репертуар, который он вел последние двадцать лет. Феона, конечно, не мог мириться с тем, что его время уходит. Он продолжал играть Эдвина, Тассило, Люксембурга. Но после того, как закрывался занавес, полушутя полусерьезно резюмировал: «Всем спасибо! Сегодня спектакль прошел хорошо, мне никто не мешал!» В его репертуаре оставался также Фреди в «Моей прекрасной леди». Роль юного героя, влюбленного в Элизу Дуллитл, была предпоследней его ролью, которую он сыграл на премьере. У него здесь было всего три сцены — в начале спектакля, когда Фреди ловит такси, сцена «скачек», где его герой влюбляется в Элизу, и третья -диалог с миссис Пирс и знаменитая любовная ария, посвященная Элизе. И хотя Феона мог бы сыграть в «Моей прекрасной леди» Пиккеринга или Хиггинса, он вместе с режиссером спектакля Сергеем Штейном создал образ юного Фреди — этот мини-шедевр. Феона так и не смог перейти на роли характерных персонажей, как обычно с возрастом делали исполнители ролей героев.
Когда в конце 1972 года театр отмечал тридцатилетие творческой деятельности Алексея Феона, артист выбрал для бенефиса свою коронную партию, в которой когда-то столь счастливо дебютировал — Эдвина в «Сильве». К тому времени за тридцать лет своей работы он исполнил эту партию уже более пятисот раз. Когда-то его партнершами в этом спектакле были звезды московской оперетты 40-х — 50-х годов — Стефания Петрова, Софья Вермель, но теперь на равных с ним оставалась только его любимая партнерша — исполнительница Сильвы Татьяна Санина, которая, как и Феона, объехала с Сильвой всю страну и исполнила эту партию тоже не менее пятисот раз. На «Сильву» в тот вечер попасть было невозможно. Ажиотаж был невероятный. Толпы людей осаждали театр в надежде прорваться. Возбужденный зал ждал выхода своего любимца, и когда занавес открылся и Алексей Феона появился на сцене, в зале началось что-то невообразимое. Феона снял цилиндр, и вдруг откуда-то с колосников дождем посыпались цветы, попадавшие в его цилиндр. Он стоял грустный и счастливый. Возбужденная публика устроила ему пятнадцатиминутную стоячую овацию. У служебного входа его провожали толпы поклонниц. Так театральная Москва простилась со своим любимым актером. Больше на сцену он не вышел, так и оставшись в памяти зрителей непокоренным временем и обстоятельствами героем оперетты.
Руководство театра предложило Алексею Феона место в режиссерском управлении. Но Феона вне сцены своей жизни не мыслил. Он ушел из театра в пятьдесят три года, но прожил после этого всего пять лет. Давал уроки вокала, вел на телевидении передачу об оперетте, сочинял музыку. Его романсы на стихи Михаила Лермонтова были в репертуаре Александра Огнивцева и Сергея Лемешева. С семьей Веры Кудрявцевой и Сергея Лемешева супругов Алексея и Валентину Феона связывали долгие годы сердечной дружбы. В эти последние годы своей жизни Феона приступил к работе над книгой мемуаров, которую не успел завершить.
Он попал в больницу, откуда уже не вышел. Валентина Феона пережила своего мужа на двадцать два года и все это время бережно хранила память о нем, отмечала все его дни рождения и смерти. На Ваганьковском кладбище, на его могиле, расположенной неподалеку от могилы Есенина, она поставила красивый памятник своему любимому. Умирая, Валентина Феона просила не трогать надгробья, а кремировать ее и похоронить в его ногах, поставив лишь небольшую доску. Так и сделали.

Павел Тихомиров

Фото предоставлены
музеем Московского
театра оперетты
(зав. Музеем Нина Горюнова)

Назад



Hosted by uCoz