![]() |
Клавдия Михайловна начинала свою карьеру в Одессе, а потом,
с 1922 года играла в Москве. В персонажах, которых она играла, всегда ощущались
демократизм, даже простонародность.
Героини Новиковой привлекали бурным темпераментом, активным жизнелюбием, готовностью
преодолевать любые препятствия ради достижения цели, ради любви, ради любимого
человека. Большой и красивый голос артистки (сопрано) выражал чувства, переживания,
захватывающие зрительный зал. Новикова играла не одну и ту же «голубую» роль,
а стремилась к показу разнообразия характеров.
В 1912 году она окончила одну из лучших тогда в провинции театральных школ Е.
А. Мочаловой, а после этого играла в различных драматических труппах, в том
числе первоклассных, славящихся на всю Россию, например, в труппе М. Ф. Багрова,
где выступила в роли Лизы в «Горе от ума». Пению Новикова училась у известной
певицы и талантливого педагога Е. И. Збруевой.
Главное же, что определило сценическую направленность Новиковой, — ее участие
в годы гражданской войны и в первые послевоенные месяцы в артистических бригадах
(кстати сказать, вместе с Л. О. Утесовым). Выступая перед красноармейцами, рабочими,
крестьянами, артистка видела, как горячо принимают они оптимистическое искусство,
утверждающее добро, высокие чувства, прекрасные нравственные качества человека.
Этим принципам она осталась верна и в своей последующей творческой деятельности.
Клавдия Михайловна имела очень большой успех. В жанре оперетты она заложила
основы нового исполнительского стиля, способствовавшего созданию характеров,
близких широкой массе слушателей.
С каким задором Клавдия Михайловна исполняет дуэт «Бубенчики» (с М. А. Качаловым)
из оперетты «Холопка», сколько заключено удали, лихости, веселья в голосе певицы,
передающем чувство молодой любви!
А Перикола из одноименной оперетты! Как искренне и естественно раскрывает Новикова
характер уличной певицы, откровенно и в то же время чисто говорящей о своей
любви к Пиколло. Это настоящая дочь народа, человек большого и открытого сердца.
Когда, например, Новикова исполняла песенку «Карамболина», всех находящихся
в зале захватывал ее оптимистический подъем. Такое исполнение давало ту зарядку
бодрости, ту радость, которую мы так ждем от оперетты.
Хочется остановиться ещё на одной интересной роли, сыгранной Клавдией Михайловной
– роли Хиври из комической оперы «Сорочинская ярмарка». Когда слышишь на пластинке
голос Клавдии Михайловны, кажется, что ты видишь по-настоящему эту необыкновенно
красочную картину: праздничный летний день в украинском селе, шумная пестрая
ярмарка, на которой веселится после трудов праведных озорная и задорная Хивря.
Клавдия Михайловна Новикова большую часть жизни была артисткой Московского театра
оперетты, но она очень любила выступать и в эстрадных концертах. Она выходила
на сцену, как правило, в конце первого отделения, перед антрактом — всегда улыбающаяся,
искрящаяся весельем, становилась возле рояля, окидывая лукавым взором зрительный
зал. Первым номером звучало обычно что-нибудь бравурное. Одно произведение сменялось
другим, бывали среди них и грустные. Но в целом исполнение убеждало всех, что
жизнь прекрасна. Чувство радости объединяло певицу с публикой. И зал награждал
ее горячей овацией, благодарный за чудесное светлое искусство замечательной
артистки.