Елена Фёдоровна Савицкая

33 М 60-41627-28

Елена Федоровна Савицкая начала свою артистическую деятельность в 1928 году с исполнения народных песен. Обаятельная, веселая, голосистая девушка нравилась рабочей аудитории, перед которой она часто выступала в первые годы работы на сцене. Было в ней что-то подкупающе искреннее, светлое, располагавшее к себе всех, кому доводилось познакомиться с ее искусством. И была она ощутимо одарена актерски тем ярким народным комедийным талантом, который расцветал с каждым выходом на сцену. Не удивительно поэтому, что молоденькую актрису пригласили сначала в Московский мюзик-холл, а потом и на драматическую сцену — в театр МОСПС и даже во МХАТ 2-й. И только в 1937 году, уже пройдя хорошую актерскую школу и приобретя сценический опыт, Савицкая поступила в Московский театр оперетты. С тех пор и до самого 1959 года, года столь ранней смерти актрисы, не было ни одного значительного спектакля и ни одной интересной комедийной роли, которую бы не сыграла Савицкая. У нее не было неудач, провалов, неуспеха. Какие роли бы она ни играла — Гапусю в «Свадьбе в Малиновке» Б. Александрова или Кэто в «Золотой долине» И. Дунаевского, мадам Арно в «Фиалке Монмартра» И. Кальмана или Парасю Никаноровну в «Трембите» Ю. Милютина, она всегда была на месте, умела наделить своих смешных и забавных героинь собственной добротой, мягкостью, любовью к людям и к жизни. И зритель неизменно отвечал ей любовью и признанием.
Постоянными ее партнерами были такие «асы» опереточной сцены, как Г. Ярон, В. Володин, С. Аникеев, В. Алчевский. К счастью, сохранились записи, которые дают достаточное представление об ее ярком комедийном даровании, живом темпераменте, легком, хорошо поставленном голосе. Савицкая много и с удовольствием пела. В годы ее актерской молодости комедийные актрисы в оперетте не всегда обладали хорошим вокальным аппаратом, ей же помогало ее певческое прошлое, простота и естественность голосоведения, которые она усвоила, исполняя народные песни.
В тех немногих дошедших до нас записях искусство Савицкой представлено широко и разнопланово. В сцене и дуэте мадам Арно и дядюшки Франсуа из «Фиалки Монмартра» Савицкая и Ярон играют двух трогательных друзей, на закате жизни вспоминающих свою веселую актерскую юность. Дуэт этот очень популярен, и мадам Арно разные актрисы играют по-разному. Савицкая предпочитает вместо грустно-элегических ноток наделить свою героиню умением быть всегда заразительно веселой (улыбка и смех не изменяют ей в любом возрасте!). Второй классический дуэт, который Савицкая исполняет также с Яроном, — из «Принцессы цирка» И. Кальмана — заканчивается тоже воспоминаниями молодости и темпераментным танцем. Но характер мадам Шлюмбергер, хозяйки гостиницы и ресторана, иной. В голосе ее звучат порой властные, категоричные нотки. И все же Савицкая не делает свою незадачливую мадам монстром — в ней, так же как и в мадам Арно, бродит фермент молодости, веселья, доброты. Дуэт Савицкой и Ярона строится не на контрастах, как, скажем, в фильме, где эту роль играет тоже прекрасная ленинградская актриса Богданова-Чеснокова, а на союзе, общности, близости мироощущения двух этих, в конечном счете, милых и симпатичных старичков.
Очаровательна была Савицкая в дуэте Гапуси — Горпины Дормидонтовны — и Яшки-артиллериста из «Свадьбы в Малиновке». Яшку на премьере 1937 года играл актер редкостного таланта Владимир Володин. Стоило зрителю увидеть веселую пару и услышать знаменитое «дайте ручку, фрау-мадам!», как в зале раздавался привычный радостный смех. И сколько бы ни игрался спектакль, и сколько бы ни выступали на концертной эстраде Савицкая и Володин с этим дуэтом, успех был ошеломляющим. А потом их преемниками стали другие актеры и актрисы, и спектакль и, в частности, этот дуэт давно стали классикой жанра, как стал им и другой дуэт, не менее популярный и вошедший уже в поговорку,— "Разговор на эту тему портит нервную систему" — дуэт Параси Никаноровны и Сусика из «Трембиты» Ю. Милютина, которым завершается пластинка.
Оперетта — театр, утверждающий радость и веселье, помогающий людям в трудные минуты жизни сохранить бодрость духа и надежду. Искусство Савицкой — великолепное тому подтверждение.

Е. Фалькович

Дальше



Hosted by uCoz