Из журнала "Театральная Москва"

"Севастопольский вальс"

"Севастопольский вальс", Аверин - Герард Васильев, Любаша - Елена Зайцева

Мне посчастливилось побывать на премьере оперетты "Севастопольский вальс" 9 мая. Начало спектакля было необычным. В 19 часов более двух тысяч зрителей Театра оперетты поднялись с мест, чтобы минутой молчания почтить память тех, кто отдал свою жизнь в боях за свободу и независимость нашей Родины. Стояли ветераны Великой Отечественной войны, стояли их дети и внуки, в оркестровой яме стояли музыканты.

Более 20 лет назад состоялось первое представление музыкальной комедии К. Листова на этой сцене. Но спектакль, поставленный сейчас и посвященный коллективом театра 40-летию Великой Победы, - не возобновление, не реконструкция, а абсолютно новая версия. Режиссер А. Смеляков, много лет бывший главным режиссером Драматического театра Краснознаменного Черноморского флота им. Б. Лавренева, привнес в свою работу на столичной сцене особый дух хорошо знакомой ему военно-морской тематики. Это сказалось прежде всего в том, что акценты музыкальной комедии несколько сместились, и любовная коллизия (пьеса Е. Гальпериной и Ю. Анненкова), уступив место героико-романтическому началу, как бы отошла на второй план.

В полном соответствии с режиссерским замыслом строит роль ст. лейтенанта Дмитрия Аверина артист Г. Васильев, создавая образ умного, мужественного, интеллигентного морского офицера. Матросы - защитники Севастополя, люди разных национальностей, возрастов, характеров, предстают перед зрителями настолько естественными, убедительными, что невольно вызывают в памяти образы конкретных живых людей - ныне ветеранов войны. Таковы балагур и весельчак Генка Бессмертный (Н. Коршилов), - "морской казак или донской моряк", как он сам себя называет, умеющий даже в трудную минуту остроумной шуткой поднять настроение у бойцов, боцман Федор Гарбуз, в исполнении В. Фыгина, наделившего своего героя мягким юмором и типично матросской пластикой, добрый милый Рахмет (А. Маркелов), пришедший из далекого Узбекистана, чтобы защитить Севастополь от фашистов, а потом вернуться победителем и остаться в этом городе навсегда.

Познакомились зрители и с Диной (Династией Мартыновной), доставившей на передовую бидон с холодным квасом. Сколько их было, женщин Севастополя, которые носили в окопы и воду, и квас, и борщи, стирали медицинские бинт, а бывало и подносили боеприпасы. Пренебрегая опасностью, забывая об усталости, они оставались милыми, женственными, остроумными. Всеми этими чертами сумела наделить свою Династию Мартыновну актриса Л. Боборыкина.

Молодая артистка Е. Зайцева в роли Любаши Толмачевой, следуя режиссерскому замыслу, также акцентирует внимание на патриотическом, героическом началах своей героини. Светлое чувство Любаши к Аверину, возникшее под ежесекундной угрозой смерти, стало в спектакле символом жизнеутверждающего, морального превосходства советского человека над черными силами фашизма.
Второе действие спектакля развивается в послевоенном Севастополе. Герои былых сражений встречаются вновь. Старший лейтенант Аверин стал капитаном 3 ранга, а матрос Генка Бессмертный лейтенантом, а боцман Гарбуз вышел на пенсию, женился на Династии Мартыновне. Мирная жизнь позволяет героям спектакля сосредоточиться на личных чувствах. Аверин откликается, наконец, на любовь Любаши. А Генка Бессмертный, все эти годы безответно влюбленный в Любашу, вдруг обнаружил, что маленькая цветочница Зина (Т. Константинова) - уже совсем не ребенок, а девушка, на чье чистое, восторженное чувство просто немыслимо не ответить взаимностью. Словом в соответствии с законами оперетты все любовные треугольники в финале превращаются в счастливые пары.

Но главное, "Севастопольский вальс" в нынешнем прочтении - это гимн подвигу людей в матросских бескозырках, завоевавших вместе со всем народом право на свое счастье, на счастье детей и внуков.

(М. Ильичев, июнь 1985г.)

Назад

Hosted by uCoz